В дартс, как и любом другом спорте или занятии, есть масса специальных терминов и обозначений, дополняющихся профессиональным жаргоном, который, впрочем, может сильно отличаться в различных странах. Если англичане три дротика попавшие в утроение сектора «20» нарекли «трое в одной кровати», то нам привычней слышать слово «потолок», обозначающее набор тех же 180 очей.
В этой статье будут собраны различные дартс-термины и выражения. Надеюсь, что посетители ресурса внесут свою лепту в этот своеобразный словарь.
Евгений Лавриненко
Обозначения
B — bull [булл]
D — double [дабл].
T — trible [трибл].
Дартс-термины и жаргон
Checkout [чекаут] — окончание одной серией. Обычно обращают внимание на чекауты от 110 очей и выше.
Авдеевская халява (донбассовское) — случайное попадание D20.
Баррель (англ. barrel — бочка, бочонок) — основная часть дротика. С одной стороны в баррель впресована или вкручена игла, с другой вкручивается штифт, на который крепится перо.
Баррели различают по материалу изготовления, весу, насечке, длине и форме.
Как материал, чаще всего используются латунь и «вольфрам» (сплав с высоким содержанием вольфрама).
Вес баррели дается производителем обычно вместе с иглой. Для классического дартс это обычно от 18 до 28 грамм.
Насечки предназначены для удобства фиксации и управления дротика в руке.
Длинна и форма зависят от распределения центра тяжести. Взаимосвязаны с материалом изготовления.
Вольфрам — дротики с баррелью изготовленной из сплава на основе вольфрама.
Граф — набор 78 очей (T20+T5+T1).
Дабл-топ — D20.
Доктор (украинское) — D1.
Классика — набор 26 очей (20+5+1).
Козел (криворожское) — набор 26 очей (20+5+1).
Латунь — дротики с баррелью изготовленной из латуни.
Маркер — судья фиксирующий результаты на доске.
Паутина — металлическая разметка мишени.
Паркет — набор 3 очка (1+1+1).
Перо — сменный элемент дротика. Стабилизатор полета. Различается по форме, площади и материалу исполнения.
Потолок — максимальный набор, 180 очей.
Протектор — металлическая или пластмассовая оснастка, одеваемая на заднюю часть пера. Предохраняет штифт от попадания в него иглы следующего дротика. Снижает количество Робин Гудов, продлевает срок службы штифта.
Раз, два, три — набор 123 очка (T20+T20+T1).
Робин Гуд — попадание дротика в штифт или перо уже находящегося в мишени дротика, с последующим застреванием в оном. Дартсмены не любят это событие сразу по двум причинам: во-первых одна стрела не приносит очей, во-вторых портится инвентарь. Некоторые хитроумные изобретения минимизируют количества Робин Гудов, например, — протекторы для оперения.
Рубеж — дистанция с которой производится метание. По правилам, Рубеж должен возвышаться над уровнем пола на котором стоят игроки. С точек зрения безопасности и спортивной этики, игроки не могут находятся в зоне от рубежа до доски, за исключением своего перемещения с целью забрать стрелы из доски.
Рубль двадцать — 120 очей.
Рубль сорок — 140 очей.
Сорокет — сорок.
Сталинград (российское) — D1.
Счетчик — судья ведущий протокол игры.
Татарская классика — набор 66 очей (T20+5+1).
Фулл-булл — тройное попадание в булл-ай, 150 очей.
Халява — случайное попадание T18.
Хвостовик — см. Штифт.
Червяк (шутер) — окончание одной серией, с использованием попаданий утраивающих, удваивающих секторов или булла. Например: 134 (T20+T14+D16).
Шанхай — попадание в одном секторе в обычный сегмент, дабл и трибл. Например: T19+D19+19 — шанхай «19».
Штифт (хвостовик) — сменная часть дротика. Одним концом штифт вкручивается в баррель, другой служит для крепления оперения. Штифты различаются по длине, материалу исполнения и другим параметрам.
Шутер (или червяк) — окончание одной серией, с использованием попаданий утраивающих, удваивающих секторов или булла. Например: 134 (T20+T14+D16).
Жесты
Кулак — 60 (20+20+20).
Указательный палец поднятый вверх — 100 очей.
Указательный и средний пальцы поднятые вверх — 140 очей.